Форум » Разное » Умер наш земляк Олег Янковский » Ответить

Умер наш земляк Олег Янковский

oleja: Умер Олег Янковский click here время публикации: 07:44 последнее обновление: 10:59 "Улыбайтесь Господа, ведь самые большие глупости в жизни мы делаем с серьезным выражением лица" Выдающийся советский и российский актер Олег Янковский скончался 20 мая в среду утром в одной из московских клиник, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источники в медицинских кругах. По информации агентства, в течение длительного времени Янковский страдал раком поджелудочной железы. Церемония прощания с по-настоящему народным артистом состоится в пятницу, 22 мая, в театре Ленком, где он служил многие годы, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на директора театра Марка Варшавера. По его словам, ориентировочно прощание начнется в 11:00. Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. Где будет похоронен Янковский, пока неизвестно. Напомним, в январе этого года народный артист СССР Олег Янковский проходил диагностическое обследование в Германии, после чего продолжил лечение в Москве. По состоянию здоровья знаменитый актер вынужден был отказаться от нескольких ролей в спектаклях "Ленкома". Однако в феврале Янковский вернулся на сцену. И в последнее время играл в единственном спектакле "Женитьба", где, впрочем, у него был дублер Дмитрий Певцов. В последний раз Янковский попал в больницу в конце апреля и в крайне тяжелом состоянии - врачи обнаружили у него внутреннее кровотечение. Спасать 65-летнего актера были вызваны ведущие специалисты Москвы. В элитный медицинский центр, где лечился Янковский, был приглашен лучший гастроэнтеролог Москвы. Тогда медикам удалось победить. Выписавшись, актер заявил, что готов снова выйти на сцену, однако в последний момент был вынужден отказаться играть в спектакле, сообщает Life.ru. Актеры театра Ленком потрясены уходом из жизни Олега Янковского, сообщила в среду актриса театра Людмила Поргина. "Мы узнали о тяжелой болезни Олега в ноябре прошлого года, но все время надеялись на чудо", - сказала она. Актриса отметила, что сцена помогала Янковскому и актер в какой-то момент пошел на поправку. "Буквально три недели назад он играл в спектакле "Женитьба" по пьесе Гоголя, и мы были буквально на седьмом небе от счастья", - сказала актриса. "Сегодня утром мы узнали, что Олег Иванович скончался. Для нас это огромное потрясение и ужас", - отметила Поргина. Она сообщила также, что расскажет о смерти Янковского своему супругу Николаю Караченцову, который проходит реабилитацию после тяжелейшей автомобильной аварии. "Правда, мне сначала нужно будет подготовить Николая. Для него весть о смерти Олега будет тяжелым ударом", - сказала Поргина. Смерть Янковского стала "убийственным ударом" по театру Ленком, где он служил, заявил в среду художественный руководитель и главный режиссер театра Марк Захаров. "Это убийственный удар по Ленкому, это горе и трагедия, которую не знаю, как мы перенесем. Мы надеялись на выздоровление до последнего момента. Олег Иванович вел себя очень мужественно, играл спектакли, когда уже, наверное, нельзя было играть, и делал это изумительно. Он прощался со своей профессией и театром", - сказал Захаров. Янковский родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане. Отец актера, Иван Павлович происходил из польских дворян, был кадровым военным и близко знаком с Тухачевским. В конце 1930-х годов он с семьей был выслан в Казахстан, позже арестован и погиб в лагерях ГУЛАГа. Затем Янковские смогли уехать из Средней Азии и Олег оказался в Саратове. Его старший брат Ростислав, окончив саратовское театральное училище, в 1957 году уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). Через год забрал 14-летнего Олега к себе. В Минске Олег дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Однако в то время гораздо больше театра Олега волновал футбол, пишет сайт Peoples.ru. После окончания школы Олег вернулся домой в Саратов и намеревался поступать в медицинский институт. Но тут произошел случай, который определил дальнейшую судьбу великого актера. Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Однако экзамены к тому моменту давно закончились и Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега Ивановича — Николай Иванович в тайне от семьи решил поступать и с успехом прошел все приемные туры. Искренне любящий брата Олега Николай не стал разлучать его со сценой. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского. Учился Олег Иванович не без проблем. Как вспоминает педагог по сценической речи: "Говорил он плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно". Однако когда Янковский вышел на сцену в дипломном спектакле "Три сестры", все сомнения у мастера курса в профпригодности Олега отпали, это было заметное явление, рождался очень интересный актер, писала саратовская газета "Неделя области". В 1965 году Янковский закончил Саратовское театральное училище. С 1965 года он стал актером Саратовского драматического театра. Поначалу в театре ему не доверяли серьезных ролей, однако произошел случай, благодаря которому Янковский попал в кино и вскоре стал известен. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Там же начинал съемки фильма "Щит и меч" Владимир Басов. Он искал юношу арийской внешности на роль Генриха Шварцкопфа. Однажды, обедавший в кафе Янковский попал на глаза Басову. Так Олег Иванович был приглашен в свой первый фильм. Затем были картины "Служили два товарища" Евгения Карелова, "Я, Франциск Скорина" Бориса Степанова, где Олег Иванович сыграл главную роль, "Гонщики" Игоря Масленникова и другие фильмы. На съемках фильма "Гонщики" Олега Янковского запомнил Евгений Леонов. В 1972 году Леонов перешел в Ленком. Тогда еще молодому главному режиссеру театра Марку Захарову порекомендовал присмотреться к Янковскому именно Леонов. В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешел в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком). В новом театре Янковский быстро стал ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд", "Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик", "Гамлет". Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера: "Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре "Мосфильма". Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда "Мосфильм" был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. - "Можно вас?" - Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит - конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили - Филиппа. Семейное кино получилось" (цитировано по биографии Янковского на Rusactors.ru). Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину - актер сыграл писателя Горчакова в драме "Ностальгия". В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера ("Премия", 1974; "Обратная связь", 1978), декабриста Кондратия Рылеева ("Звезда пленительного счастья", 1975), неустроенного, колючего человека ("Чужие письма", 1976, "Сладкая женщина", 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного ("Слово для защиты", 1977, "Поворот", 1979). Тот самый Мюнхгаузен Первой совместной работой Янковского и Захарова в кино стала картина "Обыкновенное чудо" (1978) по пьесе Шварца. Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающие его происхождение, - вспоминал Григорий Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера". В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии "Дом, который построил Свифт". Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена. Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского - Дракон в фильме-притче "Убить Дракона" (1989). Киновед, директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов по этому поводу отмечал: "Победителем этого своеобразного актерского "конкурса", безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства". В 1980-е годы кроме фильмов Захарова, Янковский снялся также в картинах Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (1982). В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" (1990) и историко-психологической драме Карена Шахназарова "Цареубийца". В следующие годы Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах "Роковые яйца" (1995), "Первая любовь" (1995), "Ревизор" (1996). Но сам Олег Иванович признается, что "удовлетворения нет ни от одной из последних работ". С 1993 года - Президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ "Кинотавр"). В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - "Приходи на меня посмотреть". Эта добрая рождественская сказка была тепло принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского. Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского "Любовник". Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина ему дорога. "Любовник" - это возвращение психологического русского кино", - говорит он. Одной из последних киноролей Янковского стал яркий образ дипломата, отца одного из представителей "золотой молодежи", в фильме 2009 года "Стиляги". А последнюю роль в кино Янковский сыграл в фильме Павла Лунгина "Иван Грозный и митрополит Филипп" (роль митрополита Филиппа). Как-то Олег Янковский признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Актер женился на втором курсе театрального училища. Его жена - актриса, заслуженная артистка России Людмила Зорина. Сын - актер и кинорежиссер Филипп Янковский. PS Очень жаль, что не стало нашего великого земляка. pps а в голове моей музыка из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" Тема барона из фильма мр3

Ответов - 14

Uri: Скорбим. Считаю, что он - самый знаменитый наш земляк и величайший актёр нашей страны и нашего времени.

Егорий Ленкин: Вспомним нашего земляка. Одна из последних киноролей Олега Янковского в фильме "Царь" Павла Лунгина. Олег Янковский в фильме "Служили два товарища". Олег Янковский в фильме "Обыкновенное чудо" Олег Янковский в фильме "Обыкновенное чудо" Олег Янковский в фильме "Полеты во сне и на яву" Олег Янковский в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" Олег Янковский в фильме "Влюблен по собственному желанию" Олег Янковский в фильме "Тот самый Мюнхгаузен" http://newsru.com/cinema/20may2009/oleg.html Там же: Народный артист СССР Олег Янковский будет похоронен на Новодевичьем кладбище 22 мая, подтвердили "Интерфаксу" в дирекции "Ленкома", где служил актер.

Егорий Ленкин: 23 февраля Олег Иванович отметил свое 65-летие. Ко дню юбилея Дмитрий Медведев наградил артиста почетным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Егорий Ленкин: РЕЖИССЕРЫ ОБ ОЛЕГЕ ЯНКОВСКОМ Марк Захаров: Его лицо обладало супервыразительностью - Сначала в “Ленкоме” Олег сыграл в немножко глуповатом, немножко таком плакатном спектакле «Автоград-21», который мы сочинили вместе с Визбором. Автозавод, строительство, песни. Янковский, абсолютно не умея петь, не имея музыкального слуха, говорил речитативом. Он стоял на сцене вместе с вокально-инструментальным ансамблем, они ему какими-то щипками и легкими ударами в спину отсчитывали такты, чтоб он вовремя выкрикивал слова… Конечно, «Мюнхгаузен» сыграл роль в его судьбе. Но я не переоцениваю роль этого фильма. Потому что Олег Иванович сам по себе человек уникального таланта. Он до этого снимался в замечательном фильме «Служили два товарища», где Ролан Быков преподал ему уроки мастерства и кинематографического ремесла. И Олег стал очень оснащенным человеком. Он на «Мюнхгаузене», на некоторых других фильмах превратился в очень большого мастера. Ему еще помогало то, что он очень фотогеничен. Знаете, есть актеры, которые могут хорошо сыграть, но на них свет надо ставить долго, чтобы лицо обрело обаяние. А Янковский как кошка. Его как ни снимай – в темноте, при свете, слева, справа, спереди - он все равно исключительно выразителен. И помогла жена. Жена вообще важный компонент в жизни актера. Люда Зорина стала украшением «Ленкома» и вообще русского театра и кинематографа. И еще одно качество, которым владеют еще Збруев и Броневой. Он берег лицо, не снимался в сериалах, абы где, лишь бы поторчать на телевидении… Это очень важно для актера. (Из интервью, которое Марк Анатольевич дал "КП" в конце апреля) Сергей Соловьев: Он буквально заставлял меня снять «Каренину» - Все годы, пока я занимался «Анной Карениной», рядом со мной был Олег Иванович Янковский, в конце концов оказавшийся нравственным мотором всей этой истории. Он постоянно все это время говорил мне: зачем ты снимаешь всякую ерунду, давай возвращайся к «Карениной»! Он, конечно, просто великий артист. Мы с ним ничего вообще специально не обговаривали, но он сам приносил на площадку удивительной точности и художественности тончайшие подробности. Когда Анна просит Алексея Каренина в сцене родов подать Вронскому руку, и он после раздумья и нехотя ему ее подает, то тут же достает откуда-то платок и свою руку вытирает. Янковский об этом платке ничего мне не говорил и платка на репетициях не вынимал — а в кадре платок вытащил и руку вытер. И этот жест был невероятным. Причем понятно, насколько фальшиво бы все смотрелось, если бы я заранее все с платком придумал и, применяя режиссерскую волю, заставил Янковского идеологически вытирать ладонь... Роман Балаян: «Он был настоящим аристократом!» - Вообще-то сценарий «Полетов во сне и наяву» писался на Никиту Михалкова. Но тут я случайно увидел фильм «Мы, нижеподписавшиеся», где в купе вагона герой Янковского общается с другими персонажами. Меня поразило: он словно есть и одновременно его нет в этой сцене. Я спросил жену, считается ли Янковский хорошим артистом. «Замечательным!» - отозвалась она. Тогда я позвонил Виктору Мережко с просьбой познакомить меня с Олегом. Виктор сразу закричал, что было бы здорово взять Янковского. Я приехал к Олегу в «Ленком», где мы неплохо посидели в буфете. И я его сразу обнадежил: фильм наверняка получит на кинофестивалях приз за главную мужскую роль. Этим я его, видимо, купил. Во время съемок «Полетов» мы с ним почти не расставались. Два месяца провели во Владимире. Но он регулярно ездил на машине в Москву к семье - 200 километров пути. У нас было полное слияние режиссера с артистом. Он даже невольно добавил значимости роли. В финале «Полетов» Олег побежал в кроссовках на красной подошве. Я тогда недоумевал: «Что он, не мог другие надеть?» А критики потом писали, что так режиссер показал: под ним земля горит. - У вас были такие моменты, когда вы звонили Янковскому, скажем, денег одолжить? - Наоборот, он мне первым предлагал: «Ромка, деньги тебе нужны?» Покупал мне красивые рубашки и пиджаки, ведь мы стали вместе ездить на всякие кинопоказы. Я тогда беден был, поэтому, приезжая в Москву, ночевал всегда у него. Его жена принимала меня замечательно. Ведь истинные друзья те, жены которых тебя тоже любят. Мой звонок ему или его звонок мне становился радостью. И нам необязательно было часто видеться, но он мог обидеться, если я ему сразу не звонил, бывая в Москве. Он всегда фирменно смотрелся, лучше любого западного денди. Аристократизма у него не отнять. И потом, он не снимался в плохих фильмах: настолько ответственный у него отбор и профессиональная интуиция. Вспомните - «Служили два товарища», «Щит и меч», и дальше покатилось… http://kp.ru/daily/24296/490612/

Филатов И.В.: Да, уходят замечательные люди из жизни, очень и очень печально.

Tanja:

cleo55: Ушёл из жизни наш великий соотечественник - Олег Иванович Янковский. Невосполнимая потеря для миллионов почитателей таланта этого Великого Артиста. Светлая ему память и Царствие небесное! Хотелось бы, чтобы на этом форуме откликнулись на это скорбное, горестное событие его джезказганские одноклассники, друзья, соседи - все джезказганцы, лично знавшие Олега Ивановича. Уверена, что такие люди в Джезказказгане есть. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о великом земляке.

Uri: Может быть и есть. Но сомневаюсь. Он здесь родился, когда его родители были здесь не по собственному желанию Его отец был сослан сюда, и умер, как я понимаю, здесь. И я не помню, чтобы Олег Янковский вспоминал детство в Джезказгане. Но было бы интересно, если бы нашлись его следы тут, как я думаю, должна быть тут и могила его отца.

Uri: Лига.новости пишет: Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка, который происходил из польских дворян. Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Состоятельная в прошлом семья жила очень бедно. Янковские, однако, держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках и много читали. Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов. Мать сумела привить всем своим детям любовь к театру, сцене. Именно в Саратове состоялся театральный дебют 14-летнего Олега - он заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица".

Uri: Сайт "люди" пишет: Сын сгинувшего в лагерях бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского, он родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане: рудник, специфический контингент - семьи ссыльных интеллигентов и уголовников. Олег гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке... Дворянские корни были тогда не в чести... Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи, не уцелели ни дворянская грамота, ни отцовский Георгиевский крест. Жили впроголодь (Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать), ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов...

Uri: Сайт "Актёры русского и советского кино" пишет: Потомственный дворянин Олег Янковский родился в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича. Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке... Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках… Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно, говорились некоторые "крамольные" вещи. Это не могло не запасть в душу маленького Олега.

Uri: [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Янковский,_Олег_Иванович]Википедия[/url] пишет: Олег Иванович Янковский родился в городе Джезказган 23 февраля 1944 года. Род Янковских — польского происхождения. Отец актёра, Ян Павлович (позднее закрепилось имя Иван), бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян, был ранен ещё в Первую мировую войну. Арестован в начале 30-х на Украине, в 1936 году выпущен. В 1937 году, возможно, снова арестован как креатура Тухачевского, вскоре выпущен. На войну не попал — не взяли по здоровью. Работал в тылу — на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. После войны, в 1951 году, переехал с семьёй в Саратов, где скончался в 1953 году. Старший брат Олега Ростислав в 1957 году перебрался в Минск и через год забрал его к себе. Ростислав выбрал профессию актёра и играл в местном драмтеатре. Как только появилась возможность, Олег Иванович вернулся в Саратов, окончил там школу. Значит, они переехали в Саратов в 1951 году, когда Олегу было 7 лет. Вряд ли кто из стариков вспомнит его и свою молодость в таком возрасте. Но вот воспоминания о его отце, думаю, стоит поискать.

Uri: Сайт "Кино-театр.ru" пишет: Янковский Олег Иванович Oleg Yankovsky Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области (Казахстан). Отец - Янковский Иван Павлович, до Октябрьской революции служил в армии, был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, кавалером Георгиевского креста. В советское время был репрессирован и погиб в лагере. Детство Олега Янковского прошло в Казахстане, в городке Джезказгане, куда была сослана семья: рудник, специфический контингент - семьи ссыльных интеллигентов и уголовников. Мать - Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. Со временем Янковские перебрались в Саратов. Старший из братьев — Ростислав — начал играть еще в Джезказгане. Он закончил саратовское театральное училище, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот (в семье остался один кормилец - средний брат Николай). Там Янковский-младший дебютировал на сцене - заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица".

Uri: Автор: Александр Мешков Сайт: Комсомольская правда Статья: Мое наследство от деда сгорело в швейцарском банке Дата публикации: 31.12.2008 Новый фильм-праздник «Стиляги» (именно так он обозначен в афишах) Валерия Тодоровского - о жизни юных неформалов середины XX века, пытавшихся вырваться из унылых рамок социалистической псевдопуританской морали. Олег Янковский исполнил роль отца Фрэда (пацаны тех славных лет любили именовать себя пафосно, на американский манер Фрэдами, Фрэнками и Джеками). Наш дотошный корреспондент Александр МЕШКОВ встретился с Олегом Ивановичем в гримерке театра «Ленком» и расспросил его о далеком смутном времени узких брюк и зажигательного буги на столе. Протест против серости Олег Иванович, элегантный, утонченный и загадочный, в сером приталенном пиджаке, сером шарфике, в тертых джинсах и с трубкой во рту, привычно и уверенно расположился в своем кресле возле зеркала. Мешков (совершенно серьезно): - Олег Иванович, вы сами-то были щеголем и стилягой? Янковский (смеется): - Недолго. Я эту моду мальчишкой застал в Минске, 9-й и 10-й классы. Стилягами модных молодых людей называли только в СССР. Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло в движение протеста против серости. - Чтобы быть не похожим на других, надо же было напрячься, усилия стилиста какие-то приложить. - Безусловно. Наваривали подошвы на башмаки, я уже не помню как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги, записи на рентгеновской пленке. И самое главное - шатание по Бродвею, так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли. Курили небрежно, чтобы взрослыми казаться и буржуазными. - Из каких источников вы черпали информацию об этой роскоши? Кино? Литература? - Да какое кино? Упаси бог! Это подсказывало массовое сознание. Компания жила одним духом. Знакомились на этом Бродвее. По одной стороне только стиляги и ходили. А люди как-то шарахались от них, переходили на другую сторону. - Выпивали стиляги? - Курили. Но выпивать в 16 лет тогда было ненормально. - А девочки-стиляги были? - Да. Но все у нас было очень целомудренно и чинно. - А они в чем ходили? - Тапочки какие-то, легкие платьица. Все самодельное, нелепое. Ничего импортного у нас не могло быть. Не на что было купить. - А ваш сын не попадал под очарование какого-то движения? - К счастью, не было. Единственный напряженный момент, это когда лавина свободы обрушилась на поколение моего сына. У них была компания: Федор Бондарчук, Степан Михалков, Егор Кончаловский... И вот, когда на них обрушились эти ночные клубы, я немного напрягся. Они были клипмейкерами. Общение в основном ночью у них, в шоу-бизнесе. Но этот пафос быстро прошел. Дела давно минувших дней - Как вам показалось, этот фильм правильно воспроизводит атмосферу того времени? Мне помнится, что та действительность была унылее, было время идеологического прессинга. Вы лично верили в высокие идеалы, в светлое будущее, в коммунизм? - Хочешь не хочешь, но мы - продукты своего времени. И все же я не верил. Потому что мой отец был репрессирован... - В семье были разговоры об этом? - Да, но шепотом. Мама объясняла нам как-то туманно, где отец. Но у меня-то в памяти же остался арест отца. Это было на моих глазах. - Сомнения какие-то были или было четкое неприятие лжи официальной пропаганды? - Для этого неприятия нужно быть подготовленным: должна быть литература, люди. Я, кроме той информации шепотом от бабушки, которая с Лениным была знакома, они жили в Симбирске, дружили семьями, ничего не имел... Когда мы уже совсем взрослые стали, мама призналась, боясь всего и вся, что у нас от дедушки есть какие-то сбережения в швейцарском банке. К большому сожалению, за долги эти вклады исчезли, так что не разбогатели... - В момент увлечения миром стиляг вам уже казалось, что буржуазный мир более свободный, чем тот, который окружает вас? - Понимание происходило на подсознательном уровне. Выездов-то не было. Польша-то, допустим, от нас не отличалась, и даже ГДР не очень. Самое большое потрясение от капитализма я получил, когда снимался у Тарковского в «Ностальгии» - на полгода шикарные отели, Рим, Флоренция... - Вы тогда реально почувствовали ностальгию? - Всякий раз по возвращении из-за границы у меня жуткая депрессия была. Не думаю, что только у меня. Когда въезжаешь в темную Москву, грязную, с пустыми магазинами, какая ностальгия? Обида была: почему у нас так все нелепо и скудно? - А такое явление, как стукачество, присутствовало во времена стиляг? - Наверняка. Стукачество ведь явление вневременное. Мы с супругой должны были поехать в Париж. Нам сказали серые люди: «Помогите нам». Я говорю: «В каком смысле?» Ну, говорят, если я увижу, что такой-то человек что-то там будет говорить или делать... Я сказал, если это такая плата за Париж, то лучше я не поеду. Но они не настаивали, слава богу. Мы с супругой не спали ночь потом - трясло. Зачем ребенку Толстой? - Можете сравнить себя 20-летнего студента с сегодняшним московским пареньком? - Моему внуку 18 лет, я могу судить по нему. Это совершенно другие люди. Они более информированы о мире. Хотя более поверхностны: зачем читать «Войну и мир», когда в Интернете есть краткое содержание? Вот я не владею компьютером да и в телефоне не всегда могу разобраться. Внук смеется надо мной. И внучка, которой 13 лет. Мы в этом смысле покажемся дикими людьми, но зато в душе чище. У них глаза другие, в них детскость стерта. Они уже взрослые изначально. - Помните первое в вашей жизни культурное потрясение? Это было кино, книга, музыка? - В Саратове на 1-м этаже жил сосед. За оконной занавеской мелькал какой-то экранчик. Потом объяснили, что это телевизор. Как это может быть? Кино? Дома? Это как-то не укладывалось в голову. Я часто прогуливал школу - вместо уроков шел на 9 утра в кино. «Чапаева» смотрел не помню сколько раз. Вот это тоже было серьезным потрясением. Театр меня не потряс. Я вообще не собирался быть артистом. Меня больше футбол интересовал. - Можете сказать, что талант всегда пробьет дорогу? Или все-таки тут нужно вмешательство судьбы... - Судьба, наверное... У меня вообще отсутствует свойство пробить что-то. При моих нынешних возможностях я бы давно ресторан имел бы, еще что-то, но, к большому сожалению, я только могу заниматься вот этим странным делом. - Плакали в кино когда в последний раз? - «Мюнхгаузена» показывали. Я включил, и так защемило в некоторых местах. И, конечно, когда пересматриваю «Полеты во сне и наяву», там тоже комок в горле. «Над вымыслом своим слезами обольюсь» - вот это теперь я понял буквально. http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/yankovsky/interview5.html



полная версия страницы