Форум » Поздравления и пожелания » Наурыз. Поздравления с праздником, история, как это просходит сейчас » Ответить

Наурыз. Поздравления с праздником, история, как это просходит сейчас

Uri: Наурыз. Поздравления с праздником, история, как это просходит сейчас

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

Uri: Порздавляю всех с Наурызом. Желаю счастья, здоровья, любви, и чтобы на кризисе мы по меньшей мере ничего не потеряли, а лучше - заработали! Счастья вашим близким!

Uri: Праздник казахского народа Наурыз Кенесбай Мусаев Наурыз - древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. Когда началось его празднование, нет исторических сведений, так глубоки его корни. По народному гражданскому календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый Год, эта традиция существовала до 1926 года. Во время гонений на религию в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая по невежеству своему и ненависти к религиям считала его религиозным и националистическим праздником. Это не религиозный праздник, как руководство советской власти вбивало в голову народам, он и не национальный праздник в узком смысле слова. Талибы Афганистана, запрещая этот праздник, признают его неисламским - нерелигиозным. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя - Гийяс ар-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в XI веке в правление султана Джалал ад-Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана - ''Летоисчисление Малики", который был основан на природном начале года - на день, когда солнце вступает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия. Таким образом, месяцы этого летоисчисления были настоящими солнечными месяцами. Но этому календарю средняя продолжительность года равна 365,2400 суткам, при которой отклонение от истинного солнечного года составляет 0,0002 суток, таким образом, ошибка в один день накапливается за 5000 лет. Для сравнения - по календарю, которым мы пользуемся сегодня в мире, средняя продолжительность года равна 365,2425 суткам, при этом отклонение от истинного года равно 0,0003 суткам, а ошибка в один день накапливается за 3333 года (газета «Поиск" N 36. 5-11 сентября 1998 г.). Возникшие значительно позднее религии заимствовали лучшие традиции и духовное богатство, присущие этому празднику, у народа, чтобы пропагандировать свою новую веру. В вековой борьбе с природным праздником Наурыз у современных народов оказались победителями праздники, установленные власть имущими людьми искусственно: политические, идеологические, религиозные и т.д., которые привели к разъединению народов по разным признакам. Таким образом, природный - поистине всех народов Земли праздник Наурыз отошел на второй план. В Наурызе заложено много народных установлений морали и этики, веками выработанные человечеством еще в дорелигиозную эпоху, вместе с тем он вобрал в себя положительные элементы морали, выработанные религиозными представлениями. Это - день, когда небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь - круг. Наурыз называется у казахов также "Улыстын улы купи' (Великий день народа). Но используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22-марта. Месяц Наурыз - продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово "наурыз" восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу "новый" + роуз "день". Слово "Наурыз" в казахском языке имеет несколько значений: 1) название первого дня Нового года, 2) название первого месяца каждого года животного цикла в 1998 г - года Барса, 3) название праздника Нового года, 4) название угощений, приносимых в этот праздник («Наурыз коже"), 5) название жанра стихов и песен. По древним представлениям казахов и их предков - тюрков каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года - Наурыз "день весеннего равноденствия". Ср. казахские выражения "алты аи жаз боны" (шесть месяцев лета), "алты аи кыс боиы" (шесть месяцев зимы) /'а/ш .жаздай" (все лето), "ала кыст.ай" (всю зиму) и т.д. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние - отрицательный, соответственно они обозначали добро и зло. Символически Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом. Этот мотив сохранился в казахских мифах и сказках, он встречается и в древнем иранском памятнике до нашей эры - "Авесте". У казахов бывшего СССР на территории России и Казахстана Наурыз возрождается с первой половины 90-х годов XX века, с началом процесса демократизации российскою общества, с обретением Казахстаном независимости. Традиционное приветствие в этот день - обязательно с чередованием объятий через оба плеча, надо жать руку друг другу двумя руками. Наурыз - день радости. Много веселых и радостных песен и стихов о Наурызе было сочинено казахами, у которых существует особый вид жанра поэзии - Песни о Наурызе. С Наурызом связаны многие выражения и понятия, такие как: Наурыз тойы - Праздник Наурыз. Наурыз жыры - песни наурыза, Наурыз коже благотвори тельное угощение пищей, наурыз шешек - первоцвет (примула) и т.д. Детям, родившимся в дни праздника Наурыз дают составные имена с первой частью Наурыз: Наурызбай, Наурызгуль и т.д. Наурыз - день обновления природы и соответственно у людей это - праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов Он призывает людей к очищению их души, очищению от ненависти, к прощению людям их грехов и зла. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэому эта ночь называется "Кызыр тули» (Ночь счастья), это также "день прихода добра на землю", "день прилета грачей", "начало года", "день когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза", "день спуска на Землю Года", "День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются и они дают молоко", "День, когда растает синий камень Самарканда" и т.д. "Жер бетте жаксылык уялагап куц" (День, когда на земле устанавливается добро). Древние тюрки - предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение "Одежда " словно белый снег Наурыза. Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: "Одна лучина не станет светом". "Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла". Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года. Существуют также немало ритуалов праздника, направленные на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальное угощение "Уикыашар" (Развевающее сон), а парни в свою очередь дарят девушкам зеркало, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту - Наурыз «Праздник Единения». В этот день готовят главное угощение праздника Наурыз кожe - специальную праздничную пищу из семи продуктов. Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавив свежо надоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Огромный котел для наурыз коже - также символ единства. С единением народа связаны пословицы и поговорки, которые часто употребляются в этот праздник: Айында кориспесе агаиыл жат (Если родственники не встречаются хоть раз в месяц, они становятся чужими). Hip женлеи кол, бip жагадал бас шыгараиык (дословно; Давайте из одного воротника выведем наши головы, а из единого рукава - наши руки). 'I'opmev тугел болса, тобедег1 келер, алтау ала болса, ауыздагы кетер (Если мы вчетвером едины, к нам придет даже то, что в небесах, если нас шестеро, но мы разъединены, уйдет даже то, что у нас уже во рту). В этот день соединяются единокровные, единоверцы, одноаульцы и т.д. Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем - что обычно запрещается. В этот день молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний, юг - кто первым стрелой сбивает золотую бляху на шесте, становится царем в этот день и т.д. В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба. Это - день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это - праздник уважения к старшему, любви к младшему. Наурыз - Праздник прощения - Добро прощает зло. Это - праздник милосердия, он призывает людей к любви и прощению грехов и обид. Помощь сильного слабому, богатого бедному особенно престижно в этот праздник. На Наурыз прекращались войны между враждующими. Много пословиц и поговорок, связанных с прощением, на устах людей в этот праздник, например: Таспеп аткалды acne/i am (Если кто побьет тебя камнем, угости его пищей) и т.д. В этот день проводится много благотворительных деяний имущими. Наурыз "праздник интернациональный, о чем люди уже забыли. Помимо предков казахов - тюрков праздновали его иранцы, древние греки, согдийцы, буряты, бирманцы и другие народы. Известно, что англичане праздновали очень близкую дату - 26 марта как Новый год до XVII века. С завоеванием территории казахов и других тюркских народов арабами и введением ислама праздник Наурыз был использован арабскими правителями и мусульманским духовенством в целях распространения ислама, для поднятия его авторитета, а также для пропаганды арабской культуры. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али, а благотворительные угощения, приносимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Московские казахи всенародный Праздник Наурыз вернули себе и начали отмечать его с 1990 г. со времени создания в столице казахских общественных организаций. Уже существует определенные традиции. Устраиваются народные игры с качелями алтыбакаи, соревнования борцов, состязания акынов-импровизаторов, песнопение, детские игры и т.д. в разных местах и помещениях. В России казахи отмечают Наурыз в тех регионах, где они проживают компактно. Из других диаспор Наурыз регулярно отмечают в Москве также азербайджанцы, курды, уйгуры и др. В Казахстане, особенно - на юге, где к этому дню уже становится тепло, появляется зеленая трава, скот дает молоко, Наурыз празднуют с широтой, устраивая на полях скачки, кокпар-козлодранье, айтыс-состязание в стихах, борьба, игры и т.д. По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: ''Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!" Наурыз - вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов - Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество. Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома - планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди - прежде всего дети единой Матери-Природы, этот праздник станет всеобщим. Главный научный сотрудник Института языкознания РАН Доктор филологических наук, профессор МГУ Член-корреспондент Национальной АН Казахстана Председатель Казахской Региональной НКА Москвы Тел. 4226726. Адрес: Москва, I 17574, а/я 131. E-mail: kenesmusa®mtu-netru http://www.arba.ru/article/622

Uri: Прикольно. Вообще арии (по Задорнову) праздновали Новый год в день весеннего равноденствия. В этом году этот день выпал на Сегодня, 20 марта. А день накануне Нового года - когда грачи прилетели. А день святого Герасима - христианский и народный праздник - Герасим-грачевник был 17 марта. Считаю, что расхождение в пару дней - несущественно. Просто явно вида тенденция к тому, что изначально этот праздник был всеобщим - праздником весны, когда пробуждалась природа, когда день побеждал ночь, день, когда тепло начинало преобладать над холодом. Ещё замечания - как сегодня празднуется Наурыз: На Наурыз ставят юрты по Алашахана (быв.Ленина) от всех крупных предприятий города, предприятия корпорации - каждое по отдельности. Обеспечивают юрту музыкой и едой. Деньги выделяются на юрту предприятием. Часть денег на продукты растаскивается до закупки продуктов, часть - продуктами, традиция угощать бедных и старых на празднике практически не соблюдается. Приходят начальники, бухгалтерия, прочие руководители и просто сгребают всё со стола в сумки... Праздник помощи и любви превращается в обычное распиZдяйство и растаскивани всего и вся. Тот, кто выше, больше может утащить домой. Аминь. Праздник на новоказахский лад... И нет помощи немощным и слабым. Нет помощи старым и сирым. Есть праздник - "Кабы чего спиZдить, по-больше и по-жирнее..."

Егорий Ленкин: Впечатления от праздника прошлых лет практически совпадает с теми, что описал Uri. Впечатлени от Наурыза этого года я опишу по окончании праздника. Обещаю не только свои впечатления, но и моих друзей.

Uri: Источник цитаты (орган): Национальное информационное агентство «КазИнформ» (http://www.inform.kz) [20.03.2007] Традиции Наурыза у казахов АСТАНА. 20 марта. КАЗИНФОРМ /Алмат Абсаликов/ - Особенность и традиции праздника Наурыза непосредственно связаны с древнеперсидской традицией. Как отмечают некоторые источники, празднование Наурыза восходит ещё к зароастрийскому и дозароастрийскому периоду. Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Наурыз в "Храме огня". Как написано в Бихистунской надписи выбитой на скале вблизи города Хамадана, персы отмечали Новый год не весной, как в Междуречье, а осенью. И этот праздник у них назывался Мехргон, т.е. день милосердия. День милосердия также отмечали согдийцы в Средней Азии, которые были очень близки в культурном отношении к персам. Но в период правления династии Сасанидов празднование Нового года у персов было перемещено на Наурыз (Навруз). Традиция Наурыза сохранилась не только в персоязычной среде, но распространилась и среди тюркоязычных народов Центральной Азии и некоторых регионов Поволжья. С приходом Ислама празднование Наурыза не было упразднено. Дело в том, что здесь стоит не только сильная привязанность к традициям (именно так объясняют причину того, что сохранился этот зароастрийский праздник среди мусульманских народов Ирана, Азербайджана и Центральной Азии), но здесь причина в том, что Ислам в принципе никогда не запрещал традиции, которые несли добро, милосердие и любовь к ближним, ибо эти традиции согласуются с Исламским вероучением. «Нов» т.е. новый, руз – день, считается, что человек должен, прежде всего, изменить себя, тогда в действительности для него настанет «новый день». В традиции, восходящей к одному из имамов рода пророка Ислама, говорится, что когда у имама спросили о праздновании Наурыза, имам сказал: «Пусть для вас праздником будет тот день, в который вы не совершили бы греха». Таким образом, отмечать Наурыз, т.е. посещать в эти дни близких родственников, друзей, помогать больным и нуждающимся, несомненно, соответствует традиции Ислама. Наурыз обычно отмечался в течение тринадцати дней, и на тринадцатый день (сизда бе дар) люди покидали свои дома и выходили на природу, где и чествовали Новый год. В народе бытовала примета - если в эти дни вы выходите на природу, чтобы насладиться ею, то в течение всего нового года вам будет сопутствовать счастье и благополучие. В эти дни обычно делали уборку в доме, украшали дома цветами, посещали родных и близких. В дни праздника казахи одевались в праздничную одежду, совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями, пожеланиями благополучия и достатка в будущем году. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой всегда читались аяты из священного Корана, ду’а (мольбы) в честь умерших предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие магического числа 7, так, например, перед аксакалами ставились 7 чаш с "Наурыз-көже" (супом), приготовленным из 7-ми сортов, 7-ми видов злаков. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, из старинного ритуала «Бұлақ көрсең – көзiн аш» («Если увидишь родник - расчищай его исток»). Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. В традиции у некоторых народов Центральной Азии (таджиков) было принято на праздничный дастархан ставить вещи с семью "син", то есть продуктами, название которых начинаются на букву "с": сабза (зелень), сирке (виноградный уксус), санджит (джигда), сир (чеснок), сиб (яблоко), сипанд (рута) и суманак "проросшая пшеница". В своих трудах Абдурайхан Бируни пишет, что в каждом доме за 25 дней до Наурыза поднимали семь невысоких колон из сырого кирпича, на которых выращивались семь видов зерновых. Обратите внимание - вновь магическое число. Считалось, что семена той культуры, которые проросли быстрее других, обещали богатый урожай в новом году. И большая часть полей засевалась именно этими зерновыми. В других источниках говорится о 12 колоннах. Видимо, это было связано с количеством месяцев в году. Собрав на шестой день Великого Наурыза выращенную зелень, люди украшали ею свои дома. Некоторые ученые этимологию семь "шин" и семь "син" приурочивают именно к этой традиции, и называют ее "хафт чин" - семь сборов, то есть от семи колонн. И накрытие праздничного дастархана тоже исходит отсюда. http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30093285

oleja: Очень интересная и познавательная инфа. Хотелось бы ещё увидеть на фотофоруме снимки с празднования.

cleo55: Дорогие Uri, Oleja, Егорий, здравствуйте! Какая интересная информация!Спасибо! А во времена, когда я жила на руднике, эта традиция мне почему-то не помнится. Её, видимо, тогда не соблюдали. Но утверждать этого не берусь - очень давно это было! Огорчает пост Uri 564. Неужели до такой степени потеряна совесть у люлей? Хотя... такие "вести" приходится слышать и читать ежедневно во всех СМИ, на центральном ТВ, везде! С совестью у людей нынче, как видно, напряжёнка! Жадность и цинизм запредельные! Обидно! У нас в столице, слава Богу, такого нет! Масленница проходит очень демократично - для всех! Правда не знаю, платные ли там угощения - никогда не угощалась, честно говоря! Так же, как и Oleja, хотела бы увидеть фотографии праздника! Поздравляю с Наурызом всех соотечественников! Мира всем и достатка!

Uri: Как я упоминал: "По народному гражданскому календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый Год, эта традиция существовала до 1926 года. Во время гонений на религию в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая по невежеству своему и ненависти к религиям считала его религиозным и националистическим праздником." И не мудрено, что Вы о таком празднике не слышали. В то время предавались гонениям и православные, и католические, и мусульманские, и народные праздники. Зато понапридумывали профессиональных дней. И эта традиция - придумывать профессиональные дни - дошла до такого маразма, что сейчас я могу праздновать свои профессиональные праздники десяток раз в году! О таком понятии, как совесть, уже давно никто не вспоминает.

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин:

Егорий Ленкин: И так, я показал, как это происходит снаружи. Теперь о моих впечатлениях. Раньше юрты ставили в двух местах - на площади, и по ул.Алашахана (быв. ул.Ленина) Теперь это происходит только по ул.Алашахана. Перегородили пр.Мира со стороны бульвара и ниже Алашахана. Перегородили Алашахана со стооны Некрасова. По северной стороне Алашахана поставили юрты, по южной - лоточники. Юрты ставили и огораживали участок, ставили музыку и начинали готовить. С полдесятого кормили пенсионеров, с одинадцати до двух в юртах ело-пило руководство. По сравнению с прошлыми годами видно было, что потратили меньше денег. Это сказалось, в частности, что обслуживающему персоналу практически ничего не осталось. Ну и в большинство юрт не пускали работяг. Не было представителей районов, которые в прошлые годы тоже ставили юрты. Смысла праздника я фактически не увидел. Лично у меня сложилось впечатление, что люди обрадовадись тому, что Алашахана принадлежит им, и столпились все. И, разумеется, это был праздник лоточников - продавали все шарики, игрушки, еду и питьё, над Алашахана стоял дым от шашлычных. И чем ближе к акимату, тем больше народу, празднующие превращались в толпу. Насчёт праздника очищения, это всё ушло в прошлое. Горы мусора - то что осталось от этого праздника. Такое ощущение праздника осталось у меня. И вообще бы пропал день, если бы вечером не пришёл друг, с которым мы засиделись заполночь... Если у кого сложилось другое впечатление о празднике - пишите. Может я что пропустил..

oleja: Помнится на Б. Космонавтов тоже что-то выстраивали, думается сейчас как раз юрты бы вписались в пейзаж обрезаных дерефьеф...

Филатов И.В.: Егорий Ленкин, а на фото (пост №220) за трубами школа №4?

Егорий Ленкин: Филатов И.В. Да. Это именно 4 школа, которая по улице Алашахана, бывшая улица Ленина, бывшая улица Мусы Джалиля.



полная версия страницы