Форум » Беседка (флудилка, разное) » О захоронении радиоактивных отходов в Республике Казахстан » Ответить

О захоронении радиоактивных отходов в Республике Казахстан

Егорий Ленкин: В АЛМАЛИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА АЛМАТЫ ИСТЕЦ: Экологическое общество “Зеленое спасение”, гор.Алматы, ул.Шагабутдинова дом 58, кв.28, тел. 403204 ОТВЕТЧИК: Президент Национальной атомной компании “Казатомпром” ДЖАКИШЕВ Мухтар Еркынович, гор.Алматы,ул.Богенбай батыра, дом 168, тел.625425, 675306 ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (о предоставлении информации должностным лицом) С начала 1990 годов Правительство Республики Казахстан приняло ряд нормативных актов, обязывающих Министерства РК, в том числе и специально уполномоченные органы в области использования атомной энергии, принять неотложные меры по улучшению радиационной обстановки в Республике Казахстан. Так, были приняты законы “Об использовании атомной энергии”, 1997 года, “Об охране окружающей среды”, 1997 года, “О радиационной безопасности населения”, 1998 года, Положение 1996 года “О порядке ведения государственного кадастра захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра”, которое является обязательным для всех недропользователей на территории Казахстана. Принят в 2000 году Национальный план действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан, включающий раздел “Радиационная безопасность населения”. Кроме того, в законе “О национальной безопасности Республики Казахстан”,1998 года в ст.21 “Обеспечение экологической безопасности” говорится, что “предотвращение радиоактивного, химического загрязнения, бактериологического заражения территории страны является обязанностью соответствующих органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан”. Т.к. серьезно проблемам захоронения радиоактивных отходов в Республике Казахстан не уделялось должное внимание , в том числе и Национальная Атомная компания “Казатомпром” ,то эта проблема стала серьезной угрозой экологической безопасности страны. В результате этого проблемы захоронения радиоактивных отходов стали объектом пристального внимания Неправительственных организации и общественности страны. В 2001 году Президент Национальной атомной компании “Казатомпром” г-н М.Джакишев вместо выполнения действующих законов Республики Казахстан, предложил Парламенту внести поправки в них, суть которых заключалась в том, “чтобы заработать средства для решения проблемы с собственными радиоактивными отходами, необходимо ввозить и осуществлять захоронение отходов других государств”, а, “чтобы привести все в порядок, требуется колоссальные деньги – 1 154,4 млн. долларов США”. Эти средства он предлагает привлечь путем “ввоза и захоронения на территории республики чужих низко и среднерадиоактивных отходов”. Для этого НАК “Казатомпром” провела якобы технико-экономическую оценку ввоза и захоронений на территории Казахстана чужих радиоактивных отходов. Данный документ, как заявил на пресс-конференции 20 декабря 2002 года в гор.Алматы г-н Джакишев, подтверждает выгодность и целесообразность соответствующего проекта, находящегося в настоящее время на рассмотрении в Парламенте. Однако, такое утверждение г-на М.Джакишева далеко не соответствует действительности, ибо деньги в стране на захоронение радиоактивных отходов есть. Это утверждали депутаты парламента, специалисты, ученые, практически все присутствующие на проводимой 19-20 октября 2001 года конференции “Ввоз и захоронение радиоактивных отходов в Республике Казахстан”. В постановлении Правительства № 1103,1992 года предписывалось: “Государственному комитету по экономике, Министерству финансов республики Казахстан ежегодно при разработке планов прогноза и бюджетов предусматривать ассигнования на целевое финансирование природоохранных работ по радиоэкологии”. 25 июля 2001 года Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1006 “Об утверждении Программы консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на 2001-2010 годы”, в котором указывается, “что основной источник финансирования всех работ по консервации недействующих уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений является республиканский бюджет. Это не исключает, однако, возможности и необходимости привлечения внебюджетных средств, в частности и перерабатывающих акционерных компаний”. Более того, в 2001 году из бюджета было выделено 150 млн. тенге, что составляет 100% от предусмотренного годового плана на консервацию и ликвидацию урановых рудников, а также захоронения техногенных отходов”. В 2001 году был создан Национальный фонд Республики Казахстан, на счету которого сейчас 1,6 миллиардов долларов США! И все-таки НАК “Казатомпром” настаивает на ввозе и захоронении отходов других государств на территории Республики Казахстан, именно по причине отсутствия средств на захоронение собственных радиоактивных отходов. Реальность осуществления плана г-на М.Джакишева может привести к непоправимым последствиям. Уже не раз в нашей стране незаконные действия тех или иных “заинтересованных” лиц или ведомств были легализованы путем принятия поправок в действующее законодательство. При этом и разработчики законов и законодатели проявляли чудеса гибкости, обосновывая необходимость изменения законодательства. Может быть НАК “Казатомпром” уже осуществляет какие-либо операции, нарушая государственную политику в области использования атомной энергии и законодательство страны? Может быть, его усилия направлены на то, чтобы предать легальность этим действиям? Может быть, именно поэтому наше атомное ведомство и не спешит отчитываться о мерах, принятых для улучшения радиационной ситуации в Казахстане? И не по этой ли причине его чиновники и слышать не хотят о правах человека на благоприятную окружающую среду, соблюдение которого станет серьезным препятствием на пути ведомственного процветания? Одной из основных задач, Экологического общества “Зеленое спасение” предусмотренных его уставом, и является всемерное содействие улучшению социально-экологической ситуации в Республике Казахстан. Предметом деятельности ЭО “Зеленое спасение” является сбор достоверных данных об экологической ситуации в республике Казахстан, участие в разработке территориальных и отраслевых рекомендаций по экологическому и социально-экономическому развитию, участие в разработке национальной экологической политики Республики Казахстан и природоохранного законодательства в соответствии с законом РК “Об охране окружающей среды” 1997 года и с Законом РК “Об общественных объединениях”, 1996 года, информационный обмен и сотрудничество с общественностью, неправительственными экологическими организациями и государственными структурами. ЭО “Зеленое спасение” согласно Законам РК “Об охране окружающей среды” и “Об экологической экспертизе” участвует в проведении общественно-экологических экспертиз, которые способствуют принятию правительственных решений, касающихся вопросов экологии. Общество ставит своей целью информировать государственные органы и общественность о результатах общественной экспертизы. В практике деятельности Парламента существует форма работы – парламентские слушания с привлечением общественности, что закреплено и в положениях Орхусской конвенции, ратифицированной Казахстаном в 2000 году. Понимая значимость и серьезность заявления Президента НАК “Казатомпром” М.Джакишева о необходимости проведения такой акции, как захоронение радиоактивных отходов сторонних государств и, что его ведомством произведена для этого технико-экономическая оценка их ввоза и захоронения на территории Казахстана, мы 11 ноября 2002 года обратились с письмом к г-ну М.Джакишеву с просьбой предоставить Экологическому обществу “Зеленое спасение” расчеты, обосновывающие заявление М.Джакишева о необходимости ввоза и захоронения радиоактивных отходов других стран на территорию Казахстана и выгодности подобных сделок для страны. До сегодняшнего дня ответа от Президента НАК мы не получили. По этому поводу г-н М.Джакишев заявил: “Экологические организации представляют лишь 1/8 часть всех казахстанских НПО. Поэтому мнение малой части населения не может быть позицией всей страны”. М.Джакишев продолжает убеждать Правительство и Президента РК, что ввоз и захоронение в РК низко –и среднерадиоактивных отходов позволят реализовать финансирование программы по нормализации радиационной обстановке в Республике. “Мы гарантируем: все то, что мы предлагаем, улучшит радиационную ситуацию в республике. Мы об этом заявляем вполне компетентно, как гражданин республики, у которых нет никакого желания после проведения этого проекта эмигрировать”, заявил М.Джакишев, но при этом боится информировать общественность о результатах своих технико-экономических расчетов, не являющихся государственной тайной, а также не желает отчитаться перед народом, почему в республике за 10 лет независимости при выделяемых ежегодно бюджетных средствах, скопилось 237 миллионов тонн собственных радиоактивных отходов?! Ранее принятые правовые акты по обеспечению рациональной безопасности как не выполнялись, так и не выполняются. Более того, о них предпочитает г-н М.Джакишев даже не вспоминать. И вполне реальная существует угроза тому, что приняв поправку к закону, Парламент откроет дорогу радиоактивным отходам других стран в нашу страну, за что будут перечислять немалые средства, которые вполне возможно канут туда же, куда девались миллионы уже выделяемых из бюджета на эти цели деньги. При этом уже никого не будет интересовать эмигрировал ли г-н Джакишев или продолжает жить в Казахстане. Радиоактивные отходы будут делать свое дело, но в пределах недосягаемости г-на М.Джакишева. Возглавляя НАК “Казатомпром”, г-н М.Джакишев как должностное лицо и гражданин Республики Казахстан обязан уважать законы своей страны, и знать, что, отказывая общественной организации в предоставлении ИНФОРМАЦИИ, ИМЕЮЩЕЙ ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЕ, он нарушает основные положения Конституции Республики Казахстан, которая ст.ст.18,20,31,33 обязывает должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, предоставляет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом, обеспечивает право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. В связи с вышеизложенным, в целях защиты прав граждан Республики Казахстан на благоприятную окружающую среду, проведения общественной экологической экспертизы согласно законов РК “Об охране окружающей среды и “Об экологической экспертизе”, информирования государственных органов и общественности республики о результатах общественной экспертизы, ПРОШУ СУД: 1. Признать действия Президента Национальной атомной компании “Казатомпром” ДЖАКИШЕВА Мухтара Еркыновича в части не предоставления Экологическому обществу “Зеленое спасение” информации о расчетах обоснования ввоза и захоронения радиоактивных отходов других государств на территории Республики Казахстан и выгодности подобных сделок для страны, неправомерными. 2. Обязать Президента НАК “Казатомпром” ДЖАКИШЕВА Мухтара Еркыновича предоставить Экологическому обществу “Зеленое спасение” информацию: · технико-экономическое обоснование проекта НАК “Казатомпром” на ввоз и захоронение радиоактивных отходов других стран на территории Казахстана; · оценку воздействия на окружающую среду; · заключение научной экспертизы по проекту; · заключение государственной экологической экспертизы по проекту; · заключение государственной санитарно-эпидемической экспертизы по проекту. ПРИЛОЖЕНИЕ: o Устав общества, o свидетельство о регистрации, o копия письма г-ну М.Джакишеву, o 2 статьи из газет, o доверенность, o квитанция об оплате госпошлины, o Видеопленка с выступлением М.Джакишева будет представлена в судебное заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЭО “Зеленое спасение” С.Куратов 4 февраля 2003 года.

Ответов - 2

Егорий Ленкин: Цитата: Актуальные темы и анализ Казахстан предлагает начать коммерческий ввоз радиоактивных отходов Маргарита Севчик, научный сотрудник, координатор программ Программа по проблемам нераспространения в ННГ Центр исследований проблем нераспространения 27 января 2003 г. Введение Краткий обзор Материалы по теме Введение Впервые предложение о коммерческом ввозе радиоактивных отходов в Казахстан прозвучало летом 2001 года. Его сторониики считают, что ввоз отходов даст возможность Казахстану заработать значительные средства и решить проблему захоронения собственных запасов радиоактивных отходов. Затянувшаяся полемика вокруг ввоза, хранения и последующего захоронения так называемых низко- и среднеуровневых отходов на территории республики отражает всю спорность и неоднозначность выдвинутого предложения. Среди оппонентов -- природозащитные организации, граждане, а также группа депутатов Мажилиса (нижней палаты казахстанского парламента), недавно объявившие о намерении блокировать ввоз отходов. В защиту предложения выступают представители ядерной промышленности, официальные лица, специалисты Национального ядерного центра, а также некоторые министры в правительстве. В парламент уже поступил на рассмотрение законопроект о внесении поправок в существующее законодательство об использовании атомной энергии и защите окружающей среды с целью разрешить ввоз радиоактивных отходов. Kazakhstani Facilities Map [ http://www.nti.org/i_russian/i_e3_12a.html ]

Егорий Ленкин: Цитата: Актуальные темы и анализ Казахстан предлагает начать коммерческий ввоз радиоактивных отходов Маргарита Севчик, научный сотрудник, координатор программ Программа по проблемам нераспространения в ННГ Центр исследований проблем нераспространения 27 января 2003 г. Предложение о ввозе радиоактивных отходов в Казахстан было выдвинуто после того, как 18 июня 2001 года в парламенте республики был представлен доклад Мухтара Джакишева, президента национальной атомной компании «Казатомпром», озаглавленный «Радиоэкологическая обстановка на территории республики Казахстан». В нем Джакишев обратил внимание парламентариев на то, что на территории Казахстана скопилось громадное количество радиоактивных отходов. Они появились в результате 40 лет советских ядерных испытаний, работы промышленных и исследовательских реакторов, предприятий по добыче и переработке урана и добывающих предприятий неурановой промышленности. По официальным оценкам, объем радиоактивных отходов в Казахстане составляет 237,2 млн тонн, а их суммарная радиоактивность – 15,5 млн кюри. Для проведений мероприятий по реабилитации зараженных земель, захоронению радиоактивных отходов и общему оздоровлению радиоэкологической ситуации по оценке автора доклада требуется финансирование в размере 1,1 млрд долларов США. Так как в 2001 году на эти работы бюджетом было выделено немногим более 1 млн. долларов, решение проблемы требует поступлений средств из внешних источников. Доклад дал толчок предложениям разрешить промышленный ввоз радиоактивных отходов и их захоронение вместе с собственными отходами Казахстана. Внесение поправок в законодательство с целью разрешить ввоз и последующее захоронение иностранных радиоактивных отходов лоббируется группой депутатов Мажилиса (нижней палаты казахстанского парламента). Сторонники инициативы считают, что, разрешив ввозить отходы, Казахстан сможет зарабатывать средства, необходимые для обезвреживания колоссального объема собственных отходов. В Казахстане, по их мнению, имеются достаточные ресурсы, кадры и технологии для обращения с такими отходами. Опасения тех, кто критикует данную инициативу, связаны с обеспечением безопасности и сохранности ввозимых радиоактивных материалов, а также прозрачностью распределения полученных доходов. Особо спорными являются несколько аспектов инициативы. Виды ввозимых отходов Одним из наименее ясных является вопрос о типах предполагаемых для ввоза радиоактивных отходов. Это связано с тем, что определения различных категорий отходов весьма размыты. Наряду с предложенной Международным агенством по атомной энергии (МАГАТЭ) классификацией отходов на пять категорий, существуют национальные классификации, принятые в различных странах. Казахстанские специалисты, выступающие в поддержку захоронения иностранных отходов, говорят о ввозе «низкорадиоактивных» и «среднерадиоактивных» отходов, мотивируя это тем, что такие отходы не содержат отработавшего ядерного топлива, в состав которого входит плутоний. С другой стороны, британские специалисты, напротив, считают, что среднеуровневые отходы (отходы промежуточного уровня) могут содержать плутоний, период полураспада которого составляет 24 тыс. лет, и поэтому требуют особого обращения. Отсутствие международных стандартов классификации радиоактивных отходов беспокоит противников проекта, которые опасаются, что в результате этого некоторые импортеры под маркировкой «среднеуровневые отходы» станут ввозить в страну плутоний. Рентабельность проекта Ожидаемая прибыль Казахстана от ввоза радиоактивных отходов в ближайщие 30 лет составляет примерно 30-40 млрд долларов. Потенциальными клиентами Казахстана могут стать страны с небольшой территорией, а также страны, где существует особая обеспокоенность проблемой радиоактивного заражения. Ввоз отходов будет предлагаться по цене примерно 4,8 тыс. долларов за баррель; выручка Казахстана с каждого барреля составит 3,9 тыс. долларов. Другим преимуществом проекта, по словам его сторонников, является то, что в специально построенных хранилищах будет захоронено 99% собственных отходов Казахстана и лишь 1% отходов из других стран. При этом добавочная радиоактивность захоронения будет вряд ли определима, в то время как доход страны будет огромным. Несмотря на вышеизложенное, намерения и оценки инициаторов проекта воспринимаются с определенным скепсисом. Ряд специалистов полагает, что прежде чем принимать иностранные отходы, Казахстан должен построить перерабатывающее предприятие и хранилища для собственных отходов, создать развитую и надежно функционирующую инфраструктуру в районе захоронения отходов. Лишь после этих подготовительных мероприятий можно будет приступать к подсчету прибылей и доходов. Размещение хранилищ радиоактивных отходов Радиоактивные отходы предлагается захоранивать в выработанных открытых урановых карьерах ОАО «Каскор» в Мангистауской области (западный Казахстан), в 30 километрах от г. Актау (морской порт на Каспии). По мнению казахстанских специалистов, данное местоположение является оптимальным для захоронения низко- и среднеуровневых отходов. Отходы предполагается размещать в котлованах, вырытых в глубоколежащем глиняном слое. Предлагаемый район имеет полупустынный, сухой климат, препятствующий миграции радионуклеидов, в нем имеется сеть подводящих железнодорожных путей и автомобильных дорог. Несмотря на эти аргументы, те, кто полагает, что ввезенные отходы могут содержать плутоний, считают район неподходящим. Они ссылаются на стандарты МАГАТЭ, по которым плутоний и другие радиоактивные отходы с длительным периодом полураспада должны захораниваться только в глубоких и устойчивых скальных породах. Против намерения использовать бывшие урановые карьеры у г. Актау резко выступает и население близлежащих районов. Некоторые местные жители даже заявляют, что готовы пойти на крайние меры -- лечь на рельсы или разобрать железнодорожные пути, по которым в их район повезут смертоносный груз. Моральный аспект проблемы Против ввоза радиоактивных отходов резко выступают как экологические объединения, так и другие общественные организации. По их мнению, предложение о вввозе аморально, так как накладывает дополнительное бремя на страну, природа и люди которой достаточно пострадали за 40 лет советских ядерных испытаний. Ввоз отходов вызовет дальнейшее ухудшение экологической обстановки в стране. Казахстанское правительство предпринимает очень мало усилий для улучшения качества жизни тех, кто проживает в районах экологического бедствия, а ввоз радиоактивных отходов для правительства – еще один способ заработать деньги, которые не принесут выгоды местному населению. Сторонники проекта утверждают, что позиция ряда экологических объединений уязвима с моральной точки зрения: они на самом деле заинтересованы в получении грантов от иностранных организаций, желающих заблокировать осуществление проекта. По данным опросов, однако, большая часть населения Казахстана не желает коммерческого ввоза радиоактивных отходов на территорию страны. Заключение Недавно в СМИ появились сообщения о том, что в казахстанский парламент поступил законопроект, разрешающий ввоз низко- и среднеуровневых радиоактивных отходов. По словам министра охраны окружающей среды, ни в правительстве, ни в парламенте нет единого мнения о проекте. Тем не менее, казахские официальные лица уже провели переговоры с МАГАТЭ, на которых обсудили планы по ввозу отходов. По информации британской газеты «Гардиан», представитель МАГАТЭ Марк Гвоздецкий заявил, что его учреждение готово играть консультативную роль в реализации проекта, если поступит такая просьба. Казахстанская сторона уверяет, что все мероприятия по реализации проекта будут осуществляться при строгом соблюдении стандартов и правил МАГАТЭ. Те, кто выступает за то, чтобы Казахстан стал коммерческим импортером радиоактивных отходов проявляют оптимизм и надеются на официальную поддержку инициативы. Ее реализация будет означать, что Казахстан станет первой и единственном страной мира, готовой принять к себе зарубежные радиоактивные отходы на захоронение. [ http://www.nti.org/i_russian/i_e3_12b.html ]



полная версия страницы