Форум » "Наше время" » КТО КОМУ И СКОЛЬКО » Ответить

КТО КОМУ И СКОЛЬКО

Uri: Статья из "Коммерц" ● 6 февраля 2009 г. № 5 (356) КТО КОМУ И СКОЛЬКО УЧИМСЯ СЧИТАТЬ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ 27 января в Караганде под эгидой Всемирного Банка в Казахстане прошла Пятая Национальная конференция «Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей в Казахстане (ИПДДО) (EITI)». «Инициативу» принимал отель «Достар-Алем». Сразу отмечу – организация мероприятия была на высшем уровне. Организаторы вместе с гостеприимными хозяевами сделали все, чтобы участники чувствовали себя, как дома. Даже пообещали, что конференцию откроет аким Карагандинской области. Но эту честь областное руководство переадресовало Ерболату Каргину, начальнику Карагандинского областного департамента предпринимательства и промышленности: -- Это честь, что итоговая конференция проходит здесь, в нашей области. Это не случайно, ведь наша область является уникальной и по географическому положению, и по полезным ископаемым. Здесь есть и медь, и уголь, и марганец, и свинец, и цинк, и молибден, и вольфрам, и золото и т.д. Недропользование ведется по 206 контрактам: 108 – на твердые полезные ископаемые, 19 – на подземные воды, 79 – на общие полезные ископаемые. Предприятия недропользователи являются системообразующими предприятиями не только для нашей области, но и для всей республики . Мы тесно сотрудничаем и с государственными структурами, и с общественными объединениями, и предриятиями-недропользователями. Недавно была составлена совместная программа действий. Конечно, есть трудности. Но по области заключено порядка 40 меморандумов с добывающими компаниями. Эти меморандумы не являются секретными, и любой журналист может получить их для ознакомления. Собственно, эта фраза и определила характер дальнейших выступлений с мест представителей различных НПО. И основным лейтмотивом звучал вопрос о том, почему добывающие компании не отчитываются о своих доходах и расходах в местных СМИ? И, в принципе, не только не противоречил духу «Инициативы», но и являлся первым из шести главных критериев («гласность», «аудит», «сверка счетов», «сфера действия», «общественные организации» и «рабочий план»), удовлетворяющих условия реализации EITI. Но именно на этот вопрос, а также на вопрос об ответственности добывающих компаний, подписавших, но не выполняющих условия соглашений в рамках EITI, никто не дал конкретного ответа. Впрочем, это был единственный нюанс, по которому возникли разногласия между представителями государства и общественности. По остальным критериям особых претензий именно к государству не было. Если не считать ряд вопросов, заданных Натальей Янцен, представителя коалиции НПО «Нефтяные доходы под контроль общества!»: -- Спасибо за то, что в этот раз аудиторы учли все наши замечания. Значительно уменьшилось количество ошибок. Тем не менее, есть и вопросы. К примеру, шесть компаний, подписавшие конвенцию, так и не предоставили отчеты. Это важно, потому что может превратиться в тенденцию. Кроме того, недропользователями являются более трехсот компаний, но меморандумы заключили немногим более половины. И третий момент: доля в натуральном выражении Казахстана от добычи нефти иностранными компаниями очень мала. Почему? Тем не менее, повод для гордости за саму страну все же остался – ведь у Казахстана теперь появились все шансы на статус «страны-участника» EITI. Что косвенно подтвердил в своем докладе и Йонас Моберг, председатель Международного секретариата EITI: -- Почему я сюда приехал? Потому что наличие нефти и других ресурсов не всегда приводит к экономическому процветанию государства. EITI не является представителем ООН, не является коммерческой организацией, не является представителем крупных добывающих отраслей, транснациональных корпораций. EITI – коалиция всех этих вышеперечисленных организаций. Мы для того, чтобы помочь тем правительствам, которые не могут самостоятельно решить положительно вопрос с недропользователями (причины разные: коррупция в том числе). И самая важная особенность EITI – общественный контроль. В том числе и международный. Правда, если сама страна-участник не чувствует взятой на себя ответственности, толку не будет. Но у вашей страны, я думаю, все получится. Спасибо! Лестный отзыв прозвучал и в докладе Сергея Шаталова, постоянного представителя Всемирного банка в Казахстане: -- То, что нам удалось добиться на сегодняшний день, это заслуга совместных усилий всех сторон: правительства, компаний и гражданского общества. Это не означает, что все проблемы решены. И я готов услышать нелицеприятные оценки пройденного пути. Однако прошу помнить, что благодаря уже проделанной работе Казахстан прошел первую стадию валидации и получил статус «страны-кандидата». А это несомненный прогресс. Конечно, предстоит значительная работа. Но уже есть положительные сдвиги в том же финансировании. Если до недавнего времени все работы в этом направлении финансировал Всемирный банк, то теперь присоединился и государственный бюджет. Это позволит расширить программы совместных экономических исследований (большая часть денег из бюджета). Фактически EITI становится тем зерном, из которого вырастет очень широкая программа действий (в том числе и совершенствование административной системы), нацеленная на повышение эффективности всей системы по управлению государственными ресурсами. И я надеюсь, что сегодняшняя конференция отправной точкой успешной реализации Казахстаном EITI, и превращения его в полноправного члена «Инициативы». «Отрезвляющим душем» для всех собравшихся стало выступление члена политической партии «Ак Жол» Айткожа Фазылов: -- Господа, сидящие в президиуме! Вам не кажется, что вся эта «Инициатива» с Казахстаном – бессмыслица? Когда мы с вами не знаем, сколько мы добываем, сколько доходов уходит по карманам, когда простой казахстанец не знает условий контрактов с недропользователями, и при этом хотим добиться прозрачности! А где вы видели в Казахстане гражданское общество? Кроме, разумеется, тех, кого содержит государственная власть. Поэтому давайте не переливать из пустого в порожнее. Давайте сначала решим эти проблемы, а потом уже будем стремиться в EITI… После чего модератор поспешил пригласить участников конференции на обед. Сытный обед как-то не располагал к оперативной дискуссии в дальнейшем. А отъезд вицеминистра (дела, понимаешь, работа) для многих представителей общественности лишало смысл что-либо обсуждать. Тем не менее, общественные запросы были. К примеру, от имени жезказганских правозащитников выступила Наиля Чуйкина, представитель Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности в городе Жезказгане: -- К нам часто приходят шахтеры корпорации «Казахмыс» с вопросом: как можно говорить о социальной ответственности и получить Гран-при, когда корпорация абсолютно игнорирует на людей, которые получили травму? Когда руководители и представители корпорации на свое усмотрение устанавливают размер выплаты компенсаций за производственную травму! Когда они не обращают внимания на нормы закона, по которым травма считается производственной, даже если работник получил её во время пути к месту или с места работы! Когда они «израсходовали нравственные и физические ресурсы», что это такое по отношению к людям? Когда человеку, наполовину парализованному, ставят третью рабочую группу! Когда горняки бояться говорить о своих производственных бедах только потому, что боятся, что их уволят! Скажите, почему наши законы защищают работодателя? Почему даже во время кризиса власти защищают именно работодателей, позволяя им увольнять рабочих без каких-либо гарантий для дальнейшего существования или серьезно урезать заработную плату? Спасибо!.. Впрочем, совсем без ответов это выступление не осталось. И лучший из них дал Йонас Моберг, заявив, что «EITI подразумевает контроль на «верхних этажах» -- между добывающими компаниями и правительствами. А вот на местах этого должны добиваться местные НПО». Что в переводе на нормальный язык означает, что местные НПО должны добиваться прозрачности «дружбы» между добывающими компаниями и руководством населенных пунктов, а не денег на содержание. Золотые слова! Спасибо вам, гость из Норвегии! Евгений ВАНЮШОВ. Фото предоставлены Анной ГРИБАНОВОЙ, специалиста по работе со СМИ Всемирного бан- ка в Казахстане.

Ответов - 4

Uri: ПРОЗРАЧНОСТЬ В ЕВРОПЕ И В КАЗАХСТАНЕ – НЕ ОДНО И ТОЖЕ Заявленный в программе конференции брифинг не обманул ожиданий представителей средств массовой информации. Но и чувства глубокого удовлетворения не оставил. Мероприятие начал Асет Магауов, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов РК: -- На сегодня в группе риска порядка 30 тысяч компаний по стране. Сейчас за ними пристально наблюдают наши налоговые органы, в частности Комитет анализа налоговых правонарушений. Кроме того, все налоговые претензии будут контролироваться и общественным объединением предпринимателей «Атамекен», чтобы избежать обвинений в злоупотреблении налоговыми службами. Хочу отметить, что социальные обязательства компаний делятся на две части: те, которые предусмотрены контрактами недропользования как обязательства компании перед государством и обществом тех регионов, где они осуществляют свою деятельность, и те, которые компания несет добровольно, из собственного желания, для своих сотрудников, для регионов, где является градообразующим предприятием. Есть обязательства и рекомендательного характера, которые исходят из местных исполнительных органов. Но здесь они оформляются соответствующим образом. А вообще, Казахстаном уже много сделано, чтобы стать полноправным членом «Инициативы». Нам есть, чем гордиться. К примеру, с 2005 года проведены значительные законодательные изменения, чтобы недропользователи присоединялись к инициативе прозрачности, были подписаны меморандумы между правительством РК и Всемирным Банком о внедрении инициативы прозрачности, был подписан меморандум между РК и нефтедобывающими компаниями, парламентом РК и неправительственными организациями, где оговорены основные принципы внедрения ИПДДО. В 2009 году нам предстоит значительный объем работы по подготовке Казахстана к валидации. Если есть вопросы, задавайте. Первой поднялась корреспондент «Нового Вестника» из Караганды: -- Как происходит процесс присоединения карагандинских предприятий к «Инициативе»: вяло или нормально? Асет Магауов: -- Со стороны «Инициативы» были предложения по более активному присоединению карагандинских предприятий. Ваш акимат проводит очень активную разъяснительную работу в этом направлении. Но вопросы еще есть. Но и прогресс тоже есть: мы начинали с 35 компаний. Но и «Инициатива» изначально предполагала участие нефтегазодобывающего сектора, тогда как компании, добывающие твердые полезные ископаемые, шли во второй очереди. Но присоединение к «Инициативе» предполагает определенные выгоды в международном масштабе, поэтому мы не думаем, что и горнодобывающие компании будут долго оставаться в стороне. Евгений Ванюшов, «Коммерц», Жезказган: -- По поводу горнодобывающих компаний. К примеру, корпорация «Казахмыс» очень серьезно представлена не только здесь, но и в Европе. Между тем, если в Европе вся её деятельность носит прозрачный характер, то здесь – еще нет. Почему? Патриция Грэхам, директор по связям с правительством и общественностью, «Эксон Мобил Казахстан Инк.»: -- Большинство международных компаний в Европе уже подписали меморандум о прозрачности ведения бизнеса. В Казахстане этот процесс только начинается. Компании еще не рискуют открывать всю конфиденциальную информацию. Мы это понимаем. Кроме того, «Инициатива» не ставит перед собой конечную задачу, здесь речь идет о постоянном совершенствовании. Сталиана Недер, постоянный представитель ПРООН в Казахстане: -- И та информация, что компании открывают общественности Европы, несколько другая, чем та, открытие которой предполагает «Инициатива». Поэтому здесь сравнивать очень сложно, и даже нельзя. Йонас Моберг -- Но «Инициатива» работает. Доказательство тому – стремление вашей страны стать её членом. Конечно, одномоментного результата ждать нельзя, это просто невозможно. Евгений Ванюшов, «Коммерц», Жезказган: -- Что грозит компаниям, которые подписали меморандум с «Инициативой», но не спешат исполнять его положения, в частности в Казахстане? Спасибо. Асет Магауов: -- Этот вопрос уже рассматривается в правительстве страны. И мы обязательно предоставим ответ по ответственности компаний средствам массовых информаций. Но проект уже готов. Наталья Янцен, представитель коалиции НПО «Нефтяные доходы под контроль общества!»: -- Но у нас есть шанс стать полноправным членом «Инициативы». То есть, мы придем к тому, что компании будут исполнять положения меморандумов неукоснительно. Евгений Ванюшов, «Коммерц», Жезказган: -- Многие наши крупные добывающие компании входят в государственные холдинги. То есть, получается, что государство будет отчитываться перед самим собой. Это никак не скажется на качестве отчетов этих компаний перед государством? Асет Магауов: -- Я не ожидаю какого-то негативного влияния государства на качество отчетов добывающих компаний, входящих в государственные холдинги. Потому что помимо государства, контроль ведут и НПО, и независимые аудиторы, и международные институты. Сергей Шаталов, постоянный представитель Всемирного Банка в Казахстане: -- Кроме того, уже сейчас идет процесс приведения отчетности компаний к единому международному стандарту, который будет понятен не только правительствам тех стран, на территории которых работают эти компании, но и всему миру. Да, это займет не один год, но процесс, повторяю, уже начался и продолжается. А вот на вопрос из зала о том, какая же добывающая компания победила в объявленном президентом страны конкурсе «Green oil» («Зеленая нефть»), господин вицеминистр энергетики и минеральных ресурсов так толком и не ответил: -- Вы спрашиваете, какая компания стала победителем в конкурсе «Зеленая нефть», объявленном президентом страны? … В середине года будет проводиться съезд иностранных инвесторов, тогда и узнаем. Евгений ВАНЮШОВ. ХРОНОЛОГИЯ EITI 5 октября 2005 года между правительством Казахстана, добывающими компаниями и НПО заключен Меморандум о взаимопонимании в отношении реализации EITI, в соответствии с которым при Министерстве энергетики и минеральных ресурсов РК создан Национальный совет с участием представителей всех заинтересованных сторон. В конце 2006 года правительством Казахстана подписан Меморандум о взаимопонимании с Всемирным банком с целью дальнейшей модернизации экономики страны и усилении контроля над доходами от добывающих отраслей. В результате деятельности всех сторон в рамках Национального совета и реализации указанного Меморандума с Всемирным банком были достигнуты следующие результаты: -- при Министерстве энергетики и минеральных ресурсов создан Секретариат Инициативы, ведется сайт Инициативы www.eiti. Kz; -- в республиканском бюджете предусмотрены средства на аудит первого национального отчета, а позднее – и последующих отчетов, на прохождение международной оценки прогресса в реализации EITI (валидации); -- более 110 добывающих компаний подписали Меморандум по EITI; -- 12 января 2007 года принят Закон, в соответствии с которым добывающие компании, участвующие в конкурсах на получение права недропользования, обязаны присоединиться к «Инициативе»; -- 29 февраля 2008 года был опубликован первый национальный отчет по EITI. ЧТО ТАКОЕ EITI «Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей» (Extractiv Industries Transparency Initiatives -- EITI) возникла в ответ на требования международного движения «Публикуй, что платишь!» (Publish What You Pay), основанного в июне 2002 года рядом авторитетных международных организаций и известных общественных деятелей (Джордж Сорос, Global Witness, CAFOD, Save the Children – UK и др.) Инициатива по развитию прозрачности в добывающих отраслях промышленности (EITI) направлена на обеспечение прозрачности доходов, получаемых правительством государства от компаний, работающих в добывающих отраслях. Она была официально провозглашена в сентябре 2002 года, и за 6 лет её поддержали правительства и компании многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. А в сентябре 2008 года в её поддержку была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. Ряд казахстанских и международных неправительственных организаций, а также правительство Великобритании, начиная с 2002 года, предприняли действия в поддержку присоединения правительства Казахстана к «Инициативе». В июне 2004 года группа казахстанских НПО объединилась в Коалицию «Нефтяные доходы – под контроль общества!» и развернула деятельность по обеспечению доступа граждан к информации о доходах от добывающей промышленности. В результате этого в апреле 2005 года Правительство РК объявило о создании межведомственной Рабочей группы по выработке рекомендаций и по определению позиции Казахстана в вопросе о реализации «Инициативы». 14 июня 2005 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что EITI имеет «полную политическую поддержку руководства Казахстана». С этой даты и ведется отсчет реализации EITI в Казахстане. 13 февраля 2008 года под эгидой фонда «Сорос-Казахстан» была проведена конференция, целью которой было дальнейшее ознакомление депутатов Мажилиса Парламента РК с EITI, а затем, в течение года, под эгидой Всемирного банка прошел цикл конференций в разных регионах Казахстана: Астане, Атырау, Актау и в Усть-Каменогорске. В них приняли участие добывающие компании, работающие в этих областях, руководства областей, представители НПО и журналисты местных СМИ. Пятая по счету конференция, прошедшая в Караганде, является последней. Её главная тема – «Прохождение Казахстаном валидации». То есть, каждая страна, присоединившаяся к «Инициативе», должна пройти международную оценку того, насколько качественно и полноценно проходит реализация EITI. Оценку по 18 критериям будет давать независимый эксперт из числа утвержденных Международным Секретариатом EITI международных аудиторов. На конференции участники обсуждали сильные и слабые стороны внедрения EITI в Казахстане и переход Казахстана из категории «страна-кандидат» в категорию «страна-участник». На данный момент «Инициативу» поддержали 110 компаний добывающего сектора Казахстана.

oleja: Почему я сюда приехал? Потому что наличие нефти и других ресурсов не всегда приводит к экономическому процветанию государства. Потому сюда приехал, что нужна нефть, нужны новые военные базы, взамен утеряной киргизской. Экономику не Казахстана он приехал поднимать, а свою - амеровскую. Впрочем, совсем без ответов это выступление не осталось. И лучший из них дал Йонас Моберг, заявив, что «EITI подразумевает контроль на «верхних этажах» -- между добывающими компаниями и правительствами. А вот на местах этого должны добиваться местные НПО». Что в переводе на нормальный язык означает, что местные НПО должны добиваться прозрачности «дружбы» между добывающими компаниями и руководством населенных пунктов, а не денег на содержание. Золотые слова! Спасибо вам, гость из Норвегии! Нет Жень - вывод у тебя неправильный, позволь с тобой не согласиться здесь. Он ясно дал понять, что договариваться будут на верхних этажах, а остальное побоку. Да и Афган им нужен вернее их поля наркотиков, которые за время пребывания стран Нато там выросли в сотни раз. Чтобы вся эта хрень лилась нескончаемым потоком в Россию - единственному сопернику юсовцев в этом мире. PS Короче готовимся к переделу мира.

oleja: ЧТО ТАКОЕ EITI О "добреньких" дяденьках и тётеньках... Это детятко Сороса. Который вкладывает бабло во всякие страны просто так... Ему же делать больше не хрен. Сорос недавно заявил, что с Ираном можно договориться и закрыть глаза на отсуствие "демократии" и объявил Россию главным врагом мира, то бишь сша. Так что думайте казахстанцы, куда вас всё это приведёт. Бесплатным даже сыр в мышеловке не бывает. О Соросе замолвим слово Леонтьев: «Хитрая сука» Сорос натравливает Украину на Россию click here Комментируя заявление Джорджа Сороса о том, что в условиях кризиса главную опасность представляет никакой не Иран, а Россия, журналист сказал: «Это вот очень хитрая, очень адекватная сука, которая всех нас учила жить с помощью своих «демократических» организаций, и он очень правильно все понимает». Он отметил также, что предыдущий кризис в мире, названный «великой депрессией», кончился «только через Вторую мировую войну». Леонтьев: Сорос — типовая «навозная муха» click here «Надо сказать, что господин Сорос это вообще не авантюрист. А вот то, что он спекулянт – это «технический факт». У него профессия такая. На самом деле Сорос это такая крупная и типовая «навозная муха» в «кучке» американского либерально-финансового капитализма. То, что он проповедует как идеолог-пропагандист и оплачивает по всему миру как филантроп — это не демагогия», — сказал он, комментируя заявление миллиардера Джорджа Сороса о том, что в условиях экономического кризиса Россия представляет опасность для Запада. Сорос рассказал Европе, как нейтрализовать Россию click here «Главный способ нейтрализовать геополитическое преимущество России — договориться о единой энергетической политике, в том числе об учреждении общеевропейского регулятора, имеющего приоритет над национальными регуляторами, и о создании общеевропейской распределительной сети. Это лишит Россию возможности стравливать страны между собой: скидки, предоставленные одному национальному дистрибутору, немедленно станут доступными потребителям других стран», — считает Сорос. И еще цитирую: Говоря о второй части стратегии, Сорос предлагает продвигать «власть закона» не прямолинейными способами, а с помощью реформы международной финансовой системы и обращая особое внимание на страны, соседствующие с Россией. click here


oleja: Развёрнутая статья по г-ну Соросу от Михаила Леонтьева. «Сорос — это настоящий «либерастический Геббельс» click here



полная версия страницы