Форум » "Наше время" » ОТ ЖЕЗКАЗГАНА ДО САМЫХ ДО ОКРАИН » Ответить

ОТ ЖЕЗКАЗГАНА ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Егорий Ленкин: Наше время * 27 августа 2009 * №34 (385) Об административном делении территории Республики Казахстан и дорожно-транспортной системы страны для улучшения размещения производительных сил ОТ ЖЕЗКАЗГАНА ДО САМЫХ ДО ОКРАИН 18 июня 2009 года за № 827 вышел Указ Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева о внедрении системы государственного планирования, направленный на повышение управляемости экономики, усиление роли государства в решении проблем социально-экономического развития страны, а также поставлены задачи по разработке карты индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы и схемы рационального размещения производственных мощностей. Пользуясь случаем выхода столь необходимого документа, хочу выразить некоторые соображения по совершенствованию управления экономикой страны и созданию условий для ее развития. В конце 90-х годов прошлого столетия правительством были ликвидированы пять областей (Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкурганская, Торгайская). Столь неаргументированные действия резко снизили и без того низкий социальный уровень населения и экономику страны в целом. Специалисты с высшим образованием и опытом работы остались не у дел. В областях, к которым были присоеденены территории упраздненных, снизилась оперативность в управлении, четкость контроля, действенность в нестандартных ситуациях. Так, например, территория Карагандинской области составила 428 тыс.кв.км., отдаленность некоторых населенных пунктов от областного центра - 700-800 и более километров. Тут же возникает вопрос: «Как при таких расстояниях, по имеющемуся нашему бездорожью, при скудном семейном бюджете, простой человек может обратиться в тот или иной департамент областного уровня, получить справку, консультацию, лечение, учить детей или решить другие житейские проблемы, которых у наших сограждан, к сожалению, очень и очень много?». И если посмотреть с другой стороны - как аким области или руководитель областной структуры может управлять своим хозяйством, раскинутым на 428 тыс.кв.км., воочию ни разу его не видя, не ощущая его на своих «пяти пальцах»? Подобную аналогию можно сделать и по другим нашим обширным областям: Акмолинской, Актю-бинской, Талдыкурганской и Усть-Каменогорской. Например, жители с.Саумалколь, Чкалово, Рузаевка, Талшик и других районов бывшей Кокшетауской области ездят в новый областной центр СКО - г.Петропавловск через г.Кокшетау! Это еще одно доказательство несовершенства такого территориального раздела. Для улучшения управления, а в первую очередь - для удобства населению, считаю необходимым скорейшее восстановление Жезказганской, Кокшетауской, Семипалатинской, Талдыкорганской и Торгайской областей. Конечна данные преобразования потребуют некоторых затрат, но это все окупится, когда по настоящему разовьются эти области. Будут трудности в восстановлении Торгайской области, но это можно сделать не в одночасье, а в течение запланированного определенного периода - 3 года. Вернемся к Карагандинской области: учитывая обширность её территории и большую индустриальную сеть, считаю самым важным вопросом - принятие действенных мер по предотвращению гибели озера Балхаш и развитие прилегающих к нему территорий. Для этого необходимо образовать Балхашскую область, для чего, на мой взгляд, есть все экономические возможности и необходимость постоянного экологического контроля за столь хрупкого в этом отношении ценнейшего озера. Восстановление и открытие всех вышеперечисленных областей нам необходимо для динамичного развития экономики на всей территории страны, во всех городах и поселках, повышения социального и жизненного уровня каждого гражданина РК, независимо от его места проживания. Если внимательно посмотреть на карту Казахстана, то мы увидим поразительную картину - все более или менее развитые города с некоторой индустрией, за исключением Карагандинского бассейна, находятся в приграничных территориях, через них проходят пути коммуникации, связи, сообщения и снабжения. Центральная часть страны остается до сих пор без автомобильных дорог, железнодорожных путей, а об авиалиниях и говорить не приходится. Для равномерного развития экономики любого государства необходимо рациональное размещение производительных сил а это зависит от наличия и качества путей сообщения как для транспортировки сырья, так и для доставки конечной продукции. Из-за отсутствия надлежащих современным требованиям путей сообщения, цена транспортировки товара порой в несколько раз превышает его первоначальную стоимость, за что, естественно, расплачивается потребитель. В данное время у нас не все соседние области имеют прямое транспортное сообщение между собой, что не дает возможности в развитии их экономических отношений. При существующей в настоящий момент сети автомобильных дорог (если их так можно назвать), железнодорожных путей и полном отсутствии транспортной авиации у нас не может подняться на более или менее современный уровень ни индустриальная промышленность, ни большой, ни малый бизнес. Ну, а говорить о вхождении в число пятидесяти развитых стран - полный бред! У нас на душу населения нет даже одного метра автомобильной дороги, отвечающей требованиям стандарта общепринятой мировой технологии. Для исправления сложившейся ситуации необходимо как минимум построить 10 тысяч километров автомобильных дорог, отвечающих современным мировым стандартам, и параллельно им железнодорожные пути с полной их электрификацией. В своем последнем обращении к народу Казахстана Президент говорил о предстоящем строительстве автодороги, соединяющей восточную Европу с Западом Китая за счет иностранных инвесторов. Считаю необходимым, если это действительно реальный проект, использовать его и строить дорогу не по территории приграничных областей, а через Центральный Казахстан протяженностью в 3000 км. по маршруту: 1.Сайкын - Бисен - Нов.Казанка - Индербор - Карабаусагыз - Кемерши -Шалкар - Жайсынбай -Байконыр - Жезказган -Баймырза - Шалкия - Моинты - Балхаш - Достык. Это первая и основная жизненно важная дорога из предлагаемых мною тринадцати автомобильных трасс. Как видно на карте, данный проект, выполняя первоначальную функцию - связать Европу с Китаем, даст возможность оживить малые города и поселки, экономическое состояние которых находится в данный момент в состоянии упадка. К этой трассе примкнуть дороги с близлежащих городов и поселков как с юга, так и с севера, получая при этом возможность попасть в любую точку страны за короткое время. Сейчас, чтобы попасть с Атырау в Жезказган на поезде, пассажиры вынуждены ехать 58 часов в пути, нетрудно представить их физическое состояние. Не менее стратегически значимой станет автомагистраль, проходящая по диагонали страны с юга-запада на северо-восток протяженностью 1600 км. 2. Астана - Аркалык - Торгай - Ыргыз - Шалкар - Бейнеу Жители Прикаспия и Торгайской степи смогут увидеть новую столицу или отдохнуть на курортах Бурабая, хотя бы только для этого государство должно не жалеть средств, даже если придется остановить строительство сказочного шатра, в осуществлении которого заинтересован только один человек, а дорога нужна миллионам! Далее я перечислю оставшиеся одиннадцать дорог из тринадцати, значимость которых очень важна как для каждого казахстанца, так и для всей страны в целом: З. Жезказган - Улытау - Аркалык 306 км. 4. Карабутак - Торгай 300 км. 5. Жезказган— Кызылорда 408 км. 6. Жезказган - Жанатас 500км.+500 км. (Жанатас - Шымкент; Жанатас - Тараз; Жанатас - Туркестан) 7. Балхаш - Аягоз 500 км. 8. Семей - Усть-Каменогорск 190 км. 9. Кокшетау- Заозерный - Степногорск -Павлодар 550 км. 10.Караганда - Семей 500 км. 11. Жезказган - Шубарколь - Коргалжыно - Астана 500 км. 12. Аркалык - Есиль - Енбек - Сергеевка - Петропавловск 600 км. 13. Аральск - Шалкар - Кандыагаш 500 км. Читая настоящее изложение и взглянув на географическую карту РК, карандашом прочертите все 13 маршрутов и вы убедитесь, что представленные на Ваш суд соображения преследуют цель - улучшить жизнь каждого казахстанца и создать условия для рационального распределения производительных сил. Выполнение всей программы дает возможность пересечь страну с юга на север, преодолев не 2000 км., как сейчас, а всего 1600 км. - выигрыш в 400 км! Разве не большая выгода? А пересечение всей территории с Запада на Восток кратчайшим путем в настоящий момент вообще не представляется возможным! Выполнение всей позиции данного предложения (проекта) наглядно показывает, что город Жезказган должен стать центром индустрии, а не только географическим центром Казахстана. Жезказган, имея современные авто и железнодорожные трассы в семи направлениях, займет очень выгодную экономическую позицию. Ведь не случайно наши предки избрали местом возведения в ханы Улытау, имеющий одинаковую доступность со всех окраин. Для развития индустриального центра нужна вода, для этого считаю возможным модернизацию и продление водного канала Иртыш-Караганда до г.Жезказган, а также строительство канала Балхаш-Жезказган. Решение этой задачи не труднее, а то что целесообразнее это точно, чем некогда предложенное соединение Каспийского и Черного морей. По завершению всех вышеназванных проектов, на мой взгляд создается перспектива для открытия Шалкарской области, которая должна стать связующим звеном западных областей и центральной частью Казахстана. Более действенно будет вестись работа по сбережению и использованию Аральского водного бассейна. Я уверен, что развитие технического прогресса в ближайшем будущем даст нам возможность подать опресненную воду с Каспийского моря в Тургайские степи. Для обеспечения электроэнергией вышеперечисленных работ считаю необходимым осуществить уже запланированное строительство электростанции в районе Балхаша, а также построить электростанцию на угле Шубаркульского бассейна. Строительство и эксплуатация этих трасс должны производить специалисты, для чего в г. Жезказган необходимо открыть технический ВУЗ с учетом таких специальностей. Для студентов и преподавателей должны быть созданы самые лучшие условия, так как они принесут большую пользу стране, чем обучающаяся за границей «золотая молодежь» по программе «Болашак». Необходимо открыть СУЗы и в других городах, причастных к этим трассам. Наверно у читателя уже давно назрел резонный вопрос: «Где взять деньги на все это?». Ответ простой: для восстановления и открытия областей необходимо пересмотреть фининсирование как областных, так и районных акиматов. Предлагаю во всех районных центрах упразднить городские акиматы, они дублируют друг друга, порой служа один другому суфлером, зачастую создавая дополнительные бюрократические трудности населению. Правительство страны и народные депутаты должны исключить нецелесообразные расходы из государственной казны, как, например, баснословные оклады и содержание раздутого аппарата «Самрукказына», 40 миллионов долларов на съемки фильма «Кочевники», денежный дождь велокоманды из инострацев «Астана», ежегодные июльские шоу в Астане, приглашение Папы Римского, многочисленные и никому ненужные международные форумы и съезды, строительство дорогих футбольных полей, на которых мы только проигрываем. Можно взять адресный кредит в других странах или в международных банках, народ поймет его целесообразность, а не то что сейчас никому не понятно, для чего и зачем мы лезем в долги. Выполнение этой задачи даст нам не только платформу для развития экономики, но и возможность не потерять, а в дальнейшем приумножить инженерно-технический потенциал от которого зависит развитие экономики и жизненного уровня страны . Пора делать большие дела, а не заниматься возвеличиванием и хвастовством! Тел. (8 7162) 25 81 69 сот. 8 7016722211

Ответов - 12

Uri: ...когда, в своё время, я помню, ликвидировали Джезказганскую область, мало того, что город лишился множества областных организаций и рабочих мест в них, значительной части налогов и отчислений... Из Караганды презжали падальщики и забирали из города всё, на что глаз упадёт. Так, например, в Караганду уехали новые автомобили ГАИ и полиции, подаренные Жезказганским подразделениям корпорацией, вывозили компьютеры и всю оргтехнику не только с бывших областных организаций, но из местных, городских тоже. Трудно всё упомнить, может наши форумчане подскажут, кто больше был в курсе всех этих "перестроек местного масштаба".?.. И, разумеется, не совсем понятно, как мы, находясь в центре страны, оказались на окраине цивилизации и в тупике всех дорог...

oleja: Помнится и выплата пенсий и зарплат стала задерживаться. Если вспомнить, то в Караганде наблюдалась разруха — цены на квартиры были просто смешными по сравнению с жезказганскими. За двухкомнатную жезовскую можно было купить три-четыре квартиры в Майкудуке, где только кухни по 12-16 кв.метров были. потом всё изменилось, цены стали расти. Любой карагандинский журналист за "честью" считал кинуть булыжник в корпорацию казахмысовскую, только вот теперь чего-то я не вижу их статеек (захожу периодически на Карагандинские нэтовские поля). Uri пишет: как иы, находясь в центре страны, оказались на окраине цивилизации и в тупике всех дорог... А мы и были там почти всегда — "обособленными" как в хорошем смысле слова, так и в его худшем варианте.

Uri: oleja пишет: А мы и были там почти всегда — "обособленными" как в хорошем смысле слова, так и в его худшем варианте. Да. Были. Но вспомним, сколько надежд принесли нам слухи о китайской железной дороге через Жезказган! А тут - практически планы реорганизации всей транспортной системы, как и реорганизации административного деления.


zhenschina: в управлении корпорации говорят, что два недавно открытых рудника замораживают, т.к. в руде полно урана... и управление из Караганды не только не возвращается, но и переезжает большим составом...

cleo55: Дорогие Егорий Ленкин, Uri, oleja, zhenschina,, здравствуйте! Какая интересная и животрепещущая тема! Только вот в реализацию всего изложенного в статье, мало верится! Если кому-то изначально пришла в голову мысль отменить областные центры и всё стянуть в Караганду (я имею в виду Карагандинскую область), то навряд ли от этого теперь откажутся. Ведь в 50-х годах Джезказган не был областным, а числился по Карагандинской области. Это уже в 60-х его сделали центром Джезказганской области. И это было правильное решениею Зачем-то же его отменили. Чехарду эту устроили с возвращением Джеза в Карагандинскую область! Какие-то непонятные туды-сюды устраивают! Зачем было упразднять Джезказганскую область? Какой был аэропорт, как легко было добираться из Москвы! А в начале 90-х мне пришлось через Караганду с задержкой на сутки ехать на перекладных - как в средневековье вернулись! Всё развалили - для чего? Людей лишили работы, и всего того, что правильно отмечено в постах Uri и oleja . Сломать было просто, а теперь как восстанавливать? При нынешней-то разрухе! На это как минимум пресловутая "политическая воля" нужна! Так что в скорое возвращение Джезу обласных функций, я, честно говоря, не верю, а хотелось бы! Пора бы уже - 21 век на дворе! А как понять вот эту фразу zhenschina : управление из Караганды не только не возвращается, но и переезжает большим составом... Кто куда переезжает-то?

oleja: cleo55 Управление корпорации переехало полным составом в Караганду. А когда упраздняли Жезказганскую область, так в Караганде была фактически разруха (я писал выше). После того, как Джез присоединили к ним, Караганда стала восстанавливаться и сейчас довольно-таки процветает — строятся новые районы, дома и т. д. Uri пишет: вспомним, сколько надежд принесли нам слухи о китайской железной дороге через Жезказган! Это при мне ещё писали "Подробности", перед моим отъездом. Судя по-всему на этом всё и закончится, как и строительство газопровода (ещё при союзе) так и постройки водного канала и строительства новых районов (где пионер-лагерь "Орлёнок") и мостов через водохранилище. Помню даже макеты новых районов висели.

SERGIO: oleja пишет: так и постройки водного канала и строительства новых районов (где пионер-лагерь "Орлёнок") и мостов через водохранилище. Помню даже макеты новых районов висели. Да,да помню эти макеты!!!! было же время.И катер-ресторан на берегу который порезали на металлолом,так не разу в рейс и не вышел.

Uri: Ну, сейчас уже не идёт речь о новых микрорайонах - население города уменьшилось. Разве только очередной элитный район между кварталами, многопрофильной и Самсунгом. И будет ещё хуже. Народ побежит ещё до того, как в шахтах совсем закончится медь. А эти планы по реорганизации транспорта позволили бы поднять город.

cleo55: Всё понятно. Спасибо, ребята, за разъяснение. Всё очень печально.

Galym: oleja

Galym: Здравствуйте Всем Форумчанам! Я житель Жезказгана. Тема Вашего форума очень интереная! и даже может быть и актуальная! Меня очень завлекли и заитересовали все старые проекты по Жезказгану. Вы не могли ли загрузить фото или отсканированные картинки проектов или макетов новых районов. Все, что есть. Заранее Благодарен!

MarinaKis: мало людей на форуме((



полная версия страницы